Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Томас (Thomas) Дилан
(1914–1953)

Томас (Thomas) Дилан (1914–1953)

Английский поэт. Родился 27 октября 1914 в небольшом приморском городке Суонси (Уэльс, графство Гламоргеншен, ранее Кармантеншир). Стихи начал писать в одиннадцать лет.

В шестнадцать лет отправился на заработки, работал репортером в местной газете «Саус Уэльс дейли пост». Тогда же в периодических изданиях стали публиковаться его стихи. В 19 лет бросает репортерскую работу и отправляется в Лондон, где обращает на себя внимание в богемных кругах. В 1934 выходит его первая книга «18 стихотворений», которая приносит двадцатилетнему автору известность.

В то время как видные поэты 1930-х У.Х.Оден и Ст.Спенсер занимались социальными проблемами, Томас стал писать о природе человека, особенно о его бессознательном начале. «18 стихотворений» представляют собой сны «по Фрейду». Центральная тема Томаса – круговорот рождения и смерти, проблема бытия и небытия. Уже в первом сборнике проявилась характерная черта его творчества – сложный, музыкальный, на первый взгляд, алогичный поэтический язык, где образы наплывают друг на друга, взаимопротивореча, сменяясь в причудливых метафорах. Он много и с успехом выступает на публике, имеет шумный успех, в то же время постоянно пишет.

За первым сборником последовал следующий: «Двадцать пять стихотворений» (1936), в котором его творческая манера приобретает более зрелый характер, синтаксис и образность усложняются. Сам поэт называл свои стихи «заявлениями по дороге к могиле», в которых отчаяние и надежда, жизнь и смерть, любовь и мрак переплетены в сложнейших метафорах, сотканных из простых и привычных каждому человеку понятий. В его стихах заметен пантеистический взгляд на жизнь, проникновение в архетипическую сущность мифа, многозначность и возможность разнообразных интерпретаций текста.

Параллельно пишет прозу и в 1934 работает над составлением сборника рассказов. В том же году женится и вместе с женой уезжает в рыбачью деревушку Ларн в Уэлльсе, где, не считая частых поездок, и проводит всю жизнь, неизменно туда возвращаясь.

В 1939 вышел сборник «Карта любви», в который вошли стихи и проза: 16 стихотворений и 7 рассказов, своеобразные стихи в прозе, главные действующие лица которых – сумасшедшие, дети и поэты, с которыми происходят фантастические, почти сюрреалистически ужасные события.

Когда в 1939 началась Вторая мировая война, Томас постоянно выступал на радио (его не взяли на фронт по состоянию здоровья), читал свои и чужие стихи, прозу, его выступления были очень популярны.

В 1940 выходит цикл рассказов «Портрет художника в щенячестве» (намек на «Портрет художника в юности» Джойса), которые, несмотря на ужасы войны, более ясны, трогательны, порою по-детски волшебны, то наполненные грустью, то искрящиеся смехом. После «Портрета» начинает работу над так и оставшимся незаконченным, «бесконечным» (по его же выражению) романом «Приключения со сменой кожи», носящим отчасти автобиографический характер. Главный герой – молодой человек, отправившийся из провинции в столицу, попадающий в разнообразные абсурдные и нелепые ситуации. В прозе язык Томаса реалистичен и прозрачен, точен и доступен, но за этой ясностью скрываются мистические глубины бытия, темная тайна жизни, обволакивающая человеческое существование.

После войны работал на радиостанции Би-би-си обозревателем поэзии.

Успех имели новые 25 стихотворений, опубликованные в сборнике 1946 «Смерти и выходы» (1946). Некоторые менее обремененные самоанализом стихотворения из сборника «Смерти и выходы» трактуют вопросы религии, повествуют о воздушных налетах времен войны и юности поэта. Дилан Томас становится живой легендой, его называют «народным бардом», считают наиболее оригинальным поэтом современности наряду с У.Б.Йейтсом и Т.Элиотом.

В 1951 пишет «Поэтический манифест», где утверждает, что в поэзии он как автор имеет право и на новые словообразования, и на сбой ритма, и на фантастические метафоры, и на ассонансные рифмы. В то же время он очень тщательно работал над каждым стихотворением: известно, например, около 300 вариантов стихотворения «Фернхилл».

В 1952 увидел свет небольшой сборник, состоящий из шести стихотворений «В сельском сне». В том же 1952 выходит последнее прижизненное издание стихов – «Избранное, 1934–1952», ему предпослано вступление «От автора», в котором Томас писал: «Эти стихи, при всем их несовершенстве, при всех их сомнениях, со всей их путаницей, написаны во имя любви к Человеку и во славу Божью, и черт меня побери, если это не так».

Над своим последним произведением «Под сенью Молочного леса» он работал в общей сложности десять лет и завершил за месяц до смерти. В жанровом отношении это пьеса, действие которой происходит в небольшом уэльском городке, окруженном таинственным, но родным и манящим Молочным лесом. Впервые произведение было прочитано на английском радио уже после смерти Томаса и принесло автору еще больший успех, чем при жизни.

Умер в Нью-Йорке 9 ноября 1953 от пневмонии, осложненной алкоголизмом. Похоронен в Ларне.

Стихи и проза Дилана Томаса, дерзкого экспериментатора и новатора в литературе, переводились и переводятся, несмотря на сложность его поэтики, на многие языки, в том числе на русский. В России в основном известны прозаические переводы Томаса, поскольку перевод его стихов удается немногим. В США известный певец Боб Дилан (Циммерман) взял себе псевдоним именно в честь Дилана Томаса. Его творчество продолжает жить и в Англии, где, например, рассказ «Детство, Рождество, Уэльс» читают ежегодно по Би-би-си на Рождество.


Великобритания, 2007, «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band»

Великобритания, 1999.03.09, Суонси. Дилан Томас

Великобритания, 2006.07.18, Лондон. Имена

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня